Всевышний Аллах сказал в Коране:
«О те, которые уверовали! Избегайте многих предположений, ибо некоторые предположения являются грехом. Не следите друг за другом и не злословьте за спиной друг друга. Разве понравится кому-либо из вас есть мясо своего покойного брата, вы ведь чувствуете к этому отвращение? Бойтесь Аллаха! Воистину, Аллах - Принимающий покаяние, Милосердный».
Комментируя данный аят мусульманский учёный Ибн Катада сказал:
«Также как верующий должен сторониться человеческого мяса в еде, также он должен сторониться сплетен («гыба»-араб.). Ведь Аллах сравнил сплетни с употреблением человеческого мяса».
Передают со слов Абу Хурайры, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, однажды спросил: «Знаете ли вы, что такое «гыба»?» Люди ответили: «Аллаху и Его посланнику лучше знать!» Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Гыба - это говорить про своего брата то, что ему не нравится» На что люди спросили: «Даже если это правда?» Пророк ответил: «Да. Даже если это правда. А если это неправда, то это не гыба, а клевета».
Таким образом, сплетня означает говорить за спиной человека то, что ему не нравится, даже если это и является правдой. Если же говорить неправду, то это является клеветой, что ещё хуже.
Имам Ан-Навави сказал: «Сплетня - это вспоминать у брата - мусульманина то, что ему не нравится в его религии, характере, внешности или его детях, жене, транспортном средстве, будь это сказано языком, написано на бумаге или даже просто показано пальцем». Вдумайтесь в это определение, данное таким большим учёным, как имам Ан-Навави!
Другой учёный, имам Кутуби сказал: «Нет никакого сомнения, что сплетни - это из больших грехов, и кто это сделал, должен покаяться».
Ибн Хаджар: «Сплетни - это харам (запретно, греховно) и большинство учёных сказали, что это большой грех».
Проблема грехов языка состоит в том, что часто человек просто не замечает, что совершает их. Но ведь известно, что любое слово, действие человека записывают два ангела, которые постоянно находятся рядом. А ведь Всевышний Аллах в суре «Каф» сказал: «Какое бы слово он ни произнёс, при нём всегда готовый наблюдатель» (50:18).
Что бы ни говорил человек, его слова записываются благородными писцами, и очень скоро ему придётся отчитаться за всё, что он совершил и произнёс. И как же мучителен будет этот расчёт, если одного слова, вызвавшего гнев Аллаха, достаточно, чтобы человек попал в преисподнюю на семьдесят лет! Имам Ат-Тирмизи передал со слов Билала ибн Аль-Хариса, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, вы произносите слово, которым Аллах доволен, не предполагая, каких пределов оно достигает, а Аллах записывает, что из-за него Он останется доволен вами до дня встречи с Ним. И, поистине, вы произносите слово, которое гневит Аллаха, не предполагая, каких пределов оно достигает, а Аллах записывает, что из-за него Он будет гневаться на вас до дня встречи с Ним». Известный богослов ‘Алкама говорил: «От скольких слов меня удержал хадис Билала ибн аль-Хариса!»
Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, предостерегал об опасности сплетен, и вообще, грехов языка, сказав однажды:
«По большей части людей будут ввергать в Огонь из-за двух вещей: языка и половых органов»
И ведь верно, именно языком человек произносит слова многобожия, неверия, сплетничает, лжёт, клевещет и так далее. Что касается половых органов, то тут всё понятно. Единственно, стоит напомнить, что прелюбодеяние - это тяжкий грех, и любые внебрачные отношения запретны. Ибн Аббас рассказывал, что пророку в аду были показаны люди, которые рвали когтями свои лица и грудь. Пророк спросил: «Кто эти люди?» На что ему ответили: «Это те, кто кушал мясо людей» (сплетничали) Поэтому Абу Суфьян Ас-Саури называл сплетников мясоедами («ляхмиюн»- араб.).
Как сказал тот же Ибн Аббас: «Если хочешь вспомнить о недостатках своего брата, вспомни сначала о своих». Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Один из вас видит маленькую соринку в глазе своего брата, а сам в свою очередь не замечает огромного пальмового бревна в своём глазу».
Ахмад и Ат-Тирмизи передали со слов Абу Са‘ида аль-Худри, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Когда раб просыпается, все его органы выражают свою покорность языку и говорят: «Побойся Аллаха ради нас, ведь мы зависим от тебя. Если ты на прямом пути, то и мы на прямом пути, но если ты отклонишься, то и мы отклонимся».
Однако многие люди не осознают своей зависимости от языка и даже не обращают внимания на свои слова. Среди них есть такие, которые распространяют великую ложь и сбивают других с пути Аллаха. Есть и такие, которые сквернословят и грубят, и такие, которые постоянно сетуют на судьбу и жалуются. Одни лгут, чтобы посмешить друзей, а другие разносят сплетни и клевещут на своих знакомых. К великому сожалению, среди мусульман есть немало тех, кто позволяет себе говорить ложь и вести бесполезные беседы, не стыдясь своего Создателя и ангелов, которые нас окружают. Что же касается увещеваний и полезных наставлений, то лишь немногие интересуются ими. И ещё меньше тех, кто прислушивается к ним и очищает душу. Люди позабыли о себе, и произошло это потому, что они забыли об Аллахе и своих обязанностях перед Ним. Их сердца ожесточились, и это неизбежное следствие беспечности и пустословия.
Таким образом, если человек желает уберечь свою душу от разложения и сохранить свои добрые деяния, он должен обуздать свой язык и следить за своей речью. Для того чтобы справиться с этим, одного доброго намерения недостаточно. Нужно проявлять терпение и твёрдость, быть бдительным и остерегаться шайтана, который не упускает возможности вытянуть верующего на разговор о многочисленных проблемах и неприятностях. Лишь тот, кому удаётся уберечь свой язык от греховного, заслуживает близости к Аллаху. И поэтому Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, сказал:«Я гарантирую Рай тому, кто ручается за то, что у него между челюстями и между ногами». Этот хадис передал Муслим со слов Сахла ибн Са‘да.+
Помочь же в этом может только наш Всевышний Покровитель!